Get Adobe Flash player
Реклама.
Наша группа
Радио.
 

Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев)

Русский писатель, идеолог движения раскольников, протопоп Аввакум родился в 1620 году, в Нижегородской губернии, Григорово-Княгиненского уезда. Он рано потерял отца и воспитывался с матерью, с сильной и глубокой верой. Там же в уезде обучился грамоте и повстречал, а потом и женился на Настасье Марковне.

Аввакум Петрович в двадцать один год  был избран в дьяконы и в 1644 году поставлен на должность священника в село Лопатицы Нижегородского уезда. Уже в то время протопоп Аввакум обладал литературными и ораторскими способностями. Не раз попадало ему из-за споров с начальством. Впоследствии, его избили, и изгнали вместе с женой и сыном.


Опасаясь преследования, Аввакум со своей семьёй отправились в Москву. Там Аввакум встретился с царским духовным наставником Иоанн Нейронов. Рассказав ему свою ситуацию, духовный наставник Иоанн, решил представить его царю. Получив поддержку царя, Аввакум решил, вернутся назад, но его изгнали с села на второй раз.

 

Вернувшись в Москву, Аввакума поставили протопопом, в Юрьевец-Подольский монастырь. Восемь недель он боролся с порядком. Тамошние попы занимались не пристойными вещами для духовного сана. В конечном итоге, его очень сильно избили и миссия в этом монастыре, для него закончилась.

 

В 1647 году протопоп Аввакум вступил в кружок «Ревнителей Благочестия», в него входил Царь Алексей Михайлович, протопоп Иоанн Нейронов, архимандрит Новоспасского монастыря Никон (в дольнейшем - патриарх), из Костромы протопоп Даниил и другие. В то время у многих церквей была одна проблема, нужно было очистить духовность, вернуть веру и религию.

 

«Ревнители Благочестия» стали выпускать нравоучительную, вера-учительную и религиозную литературу. С 1645-1652 годах в Москве Патриархом правил Иосиф и книгоиздательство при нём процветало. В книгах были устранены мелкие погрешности, исправленные Стоглавым Собором. Все книги выпускались в Московской типографии.   

 

В 1652 году протопоп Аввакум, встаёт на должность священника, в Казанский собор Москвы. После смерти Иосифа Главы Русской Церкви, на пост зашёл Никон архимандрит, можно сказать с него начался раскол церкви. Никон завоевал доверие царя, а духовным царским наставником, стал новоиспечённый Патриарх Стефан. В 1653 году, они выпускают новую книгу «Псалтырь» в которой пишется против двуперстия и сокращения поклонов земных, за молитвой Ефрема Сирина.

 

Протопоп Аввакум и Даниил подают челобитною царю, с этого момента начинается открытая борьба Вонифатьевского кружка с Никоном, но она заканчивается, не успев начаться. Аввакума со всей семьёй ссылают в Тобольск, потом в Даурию возле границы с Монголией. Там от голода умирают двое сыновей.

 

В то время в Москве Никон убедил Царя Алексея Михайловича исправить обрядность и Богослужебные книги. Патриарх Никон лично отменил двоеперстное крестное знамение, которым пользовался Христос в земной жизни, а взамен стал требовать креститься тремя перстами,  в народе прозвавшими «кукишем» и отменил земные поклоны. И заставил изменить имя Христа с Исус, на Иисус. Так же обряды претерпели новшества, если до этого всё делалось по солнцу (по часовой стрелке), то  Никон заставил всё делать в противоположном направлении.    

 

Во время ссылки Аввакума выставлял протест и архимандрит Неронов, он и возглавлял сопротивление старообрядцев, никоновской реформе, но он ослабел в вере, под пристальным давлением церкви, потерял авторитет старообрядцев. Кроме Аввакума Петровича, не осталось некого. Но за Аввакума вступился народ. Аввакум хорошо понимал, что кроме него, не кому вступиться за староверов, а Никон заявлял, нельзя его просто вернуть в Москву, нужно переломить его веру и народ сам откажется от старой веры. 

 

Протопоп Аввакум используя свой авторитет народа, писал челобитную царю, об отмене никоновских реформ, похожих на еретические новшества. Царь и бояре смущались, вере Аввакума. Сам же Аввакум высказался по этому поводу - «Нелюбо им стало, как опять я стал говорить. Любо им, как молчу, да мне так не сошлось»….

 

Новые духовные власти, видя успешные пропаганды Аввакума, задумали против него принять меры, и пошли к царю, за разрешением, выслать Аввакума, куда-нибудь подальше, чтоб народ не баламутил. Однако царь поняв, что протопоп Аввакум не враг Никона, а против нововведений в устои церкви, царь советовал ему молчать, но было уже поздно, у Аввакума не было времени, Патриарх всея Руси Никон издаёт, новый закон церкви - «Всякий, кто не примет новой веры, будет считаться еретиками и будет казнён через сожжение».

 

Царь, узнав о новых порядках церкви незамедлительно, ссылает Аввакума в Мезень Архангельской губернии. Там Аввакум, ведёт переписку со всей Россией, призывая народ, не менять веры, обращается к царю, и единомышленникам ободряя их, призывая на страдания за истинную веру. Вернуть старинное благочестие, не допускать ссор, пьянства и блудни, среди священно служителей.

 

В то время в России, люди, не принявшие никоновских реформ, претерпели муки и смерть. Многие староверы бежали из своих домов, в разных направлениях. А кто оставался, отдавали свои жизни в руки палачей, принимая страдания с радостью за свою веру!

 Много староверов и у нас появилось в то тяжёлое время. Одна из деревень в нашем районе Скитская.  И по сей день, вера и знания передаются из поколения, к поколению, но только женщины оказались сильнее мужчин в Староверческой вере.

 

Самого Аввакума в дальнейшем сослали в Пустозёрск (ныне Ямало-Ненецкого автономного округа, не далеко от города Нарьян-Мар) где он и был пока заточён в землянке (15 лет), а в последствии и казнён вместе со своими духовными братьями Фёдором, Лазарем и Епифанием. Казнь состоялась 31 марта 1682 года, до последнего его уговаривали, поменять свою веру, но даже горя Аввакум не согласился с этим.

Нравится

P.S. За свою жизнь Аввакум написал приблизительно семьдесят произведений, более популярная книга «Житие» была 200 лет под церковным запретом и в 1861 году после её опубликования была переведена на много языков, для разных стран. Как литературный памятник, о жителях Руси конца XVII века, отдавшие жизнь, за свою веру!


 


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы:

Реклама
10
Внимание! Открытие Интернет-магазина "Сувениры Усть-Цильмы"

Реклама.

Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума
Свежие записи
Подпишитесь!

Ведите свой e-mail:

Новая статья, у вас на почте!

Яндекс.Метрика

Усть-Цильма Успех и Удача !