Носов Яков Николаевич, Почётный гражданин Усть-Цилемского района.
ПРИЗНАНИЕ
Из воспоминаний Носова Якова Николаевича выпускника Коми пединститута (исторический факультет).
(выпуск 1960 года)
С чего начинается родина?
В 1955 г., выдержав конкурс, я поступил на исторический факультет КГПИ: все вступительные экзамены сдал на «хорошо». И вот первая встреча с директором Николаем Васильевичем Шуктомовым в его рабочем кабинете в присутствии преподавателя Алексея Николаевича Александрова - с этого момента я стал студентом пединститута с общежитием и стипендией.
И сразу же после зачисления мы с Ваней Малышевым (он поступил на инфак) обратились к А.Н. Александрову с просьбой плеча какой - не будь оплачиваемой работы до начала занятий. Он помог нам: завхоз института Г.Н. Митяшин определил нас грузчиками возить дрова - швырок из Выльгорта в Сыктывкар для общежития на улице Пушкина. Дорога - тракт была тогда не асфальтирована, шофер гнал машину «с ветерком», а мы с Иваном в кузове на дровах сидим, да что там «сидим» - держимся, за что Бог послал, чтоб не вылететь с «горбушки» дров.
В сентябре - уборка картошки в деревне Вадыб. Вот где мы, историки первого курса, познакомились и перезнакомились: нас было 25-7 ребят и 18 девушек. И это нам на всю оставшуюся жизнь!
Я часто любуюсь фотографией нашего выпуска 1960 г., где все мы «в общей куче, боевой, кипучей», и вспоминаю наши замечательные студенческие годы, со времени которых все мы стали родными и близкими!
С деканом нашего факультета Алексеем Алексеевичем Шеиным у меня сложились доверительные отношения. Навсегда в моей памяти останется он как Человек, как Педагог. Как-то на втором курсе я пропустил несколько дней лекционных занятий. Староста группы Густя Эсаулова пристала ко мне, как банный лист: «Яша. тебя вызывает декан по поводу твоих пропусков». Но я, зная, что в кабинете Шеина А. А. всегда бывают и другие преподаватели, упорно не подчинялся уговорам Густи. Тогда она предложила: «Напиши письменную объяснительную». Я написал: каждый день, по датам, с перечнем всех лекции, что я пропустил: «Причина моего вынужденного отсутствия на лекциях - фурункул на таком месте, который не дает мне ни сидеть, ни лежать на спине». Свернул аккуратно, отдал Густе и попросил ее не развертывать, отдать А. А. Шеину в руки. Каково же было мое возмущение, когда я узнал, что он, декан, развернул мое «посланье» и в присутствии всех находящихся у него в кабинете, в том числе и Тамары Ивановны Беленкиной и Густи Эсауловой, вслух прочел текст моей объяснительной. Представляю, какой взрыв хохота состоялся в кабинете Шеина А. А. С тех пор Алексей Алексеевич никогда не переставал со мной здороваться первым, а Беленкина Т. П. все оставшиеся годы моего пребывания в институте при встречах со мной не могла удержаться от улыбки, А Густя-то, Густя-то - вот бессовестная! - стояла в кабинете Шеина А. А. и выслушивала чтение моей объяснительной. Я сразу догадался об этом, когда она вошла с хохочущей физиономией в аудиторию из деканата.
Незабываемый случай меня снова свел с Алексеем Алексеевичем Шейным в 1962 г. Уже будучи завучем 8-летней школы в Устъ-Цильме. я находился на курсах завучей в ИУУ в Сыктывкаре. В перерыве между лекциями я был поражен: в коридоре меня ожидает Алексей Алексеевич Шеин и очень просит зайти к нему на квартиру; дал мне адрес, объяснил, где и в каком доме он проживает. Я как-то легкомысленно отнесся, к этому приглашению. Он второй раз пришел в ИУУ и опять просил меня о том же. Ну, я и сходил к нему вечером после лекций. Он пригласил к столу (без вина) и изложил суть дела. Он просил меня дать согласие перейти работать в пединститут на должность зав. кабинетом педагогики. Предложил мне аспирантуру по педагогике, пообещал решить квартирный вопрос для меня в городе. «Только Ваше согласие, Яков Николаевич. Остальное я все устрою...», - очень серьезно убеждал он меня. Я ответил, что меня больше интересует история. Он: «По истории труднее с аспирантурой, Яша». А по педагогике учиться я в очень мягкой форме отказался. На том мы и расстались, попрощавшись. Больше мы с ним не встречались. Спасибо ему Великое за человечность, за доверие!
Учась еще на первом курсе, в мае 1956 г. я был судьей на городских соревнованиях по легкой атлетике. Погода была промозглая. Одет я был легко. Простудился и очутился в Республиканской больнице. «Разыгрались» во мне застарелые раны 1941 г., когда в четырехлетнем возрасте я, воображая себя «Чапаем», попал под табун лошадей, несущихся галопом от своры лающих собак. Я помню, как полетел куда-то с ног, брякнулся об землю, встал, в глазах все кружилось, упал, снова встал, снова упал. Боли не чувствовал. Выбежавшие из дома родичи внесли меня в дом: кровь ручьем хлестала из-за левого уха. Это был пролом черепа от удара кованым копытом полудикой вороной лошади пожарной охраны. С тех пор прошло 15 лет. И вот я на операционном столе в Республиканской больнице г. Сыктывкара - студент первого курса исторического факультета КГПИ - с 10 мая 1956 г. Очередная решающая хирургическая операция 19 мая. Я в полу коме. Вся наша группа историков с куратором Анной Федоровной Веховой, отменив лекцию, пришла в больницу и в напряженном ожидании участвовала в оживлении своего сокурсника Якова Носова.
Около двух часов «колдовали» над моей головой срочно прилетевший из Москвы хирург Теркель Александр Соломонович, хирурги отоларингологического отделения Республиканской больницы Струкова Вера Ивановна, Грозных Владимир Николаевич: моя жизнь «стояла на кону» - быть или не быть мне в свои 19 лет на этом свете.
А потом по составленному графику каждый день ко мне в палату приходили мои однокурсники - девушки и ребята. Двадцать дней я был прикован к больничной койке! По восемь уколов в сутки через каждые три часа - возвращали меня к жизни весь медицинский персонал отделения больницы и... друзья - товарищи, однокурсники - студенты. Два месяца я пробыл в больнице.
11 июля меня выписали. В общежитии было пусто: все разъехались на каникулы. В этот же день мы повстречались с преподавателем истории Алексеем Николаевичем Александровым. Увидав меня, он пошутил: «Мы тебе, Яша, гроб собирались делать, а ты вот живой по городу ходишь...» И тут же он вынул из портфеля книгу: «Вот только что получил в типографии книгу свою, отпечатали...» И, подписав, подарил ее мне.
12 июля я был в кабинете декана Шеина А. А., передал ему медицинскую справку о моей болезни и об операциях. Он предложил мне взять академический отпуск на год и вновь потом пройти первый курс. Я наотрез отказался. После этого он отправил меня к директору института. И вот я с перевязанной бинтами головой в кабинете Петра Ефимовича Куклева. Он выслушал меня о том, что я не желаю отстать от своей группы, от своих товарищей. Это решение декан, видимо, уже успел передать Куклеву П. Е., и он сделал мне незабываемый подарок в жизни моей: «Переводитесь на второй курс без экзаменов, но с условием: сдать все задолженности - зачеты и экзамены за второй семестр первого курса в течение первого полугодия учебы на втором курсе...» Из кабинета П. Е. Куклева я вышел окрыленный и несказанно обрадованный, остаюсь со своими и в своем коллективе друзей - студентов.
Но вот сдавать все мои задолженности за первый курс мне пришлось не за полгода, а в течение всего второго курса: с памятью у меня после операций на черепе проблемы возникли. А. А. Шеин мне усердно рекомендовал тренировать и восстанавливать память, категорически запретил мне заниматься в лыжной секции у Антона Васильевича Осташева, позднее ставшего лучшим тренером XX века в СССР по биатлону в Новосибирске. Сдавал я свои задолженности на квартирах преподавателей, куда меня они приглашали сами: у Алексея Николаевича Александрова, у Александра Яковлевича Зильберга, у Владимира Георгиевича Зыкина, у Шеина А. А. - в его кабинете. К весне я стал стопроцентным студентом второго курса уже историко - филологического факультета. Это был своего рода подарок мне к моему 20-летию (1 мая 1957 г.).
Летом 1957 г. в Сыктывкаре проходил Республиканский фестиваль молодежи и студентов, посвященный 40-летию Октябрьской революции. К этому времени под руководством руководителя нашей танцевальной группы института Вадима Павловича Ирзы мы поставили совершенно новый танец «Коми кадриль» и выступили на перекрестке улиц Советская и Коммунистическая, у кафе «Дружба». По ходу исполнения всех фигур танца велась киносъемка. Была издана брошюра с иллюстративным изображением всех участников - исполнителей и с описанием исполнения этого танца. Всем нам, восьми участникам танцевальной группы института, было присвоено звание «Лауреат Коми республиканского фестиваля 1957 г.» с вручением нагрудных знаков. А какой неожиданностью для нас был показ этого кинофильма в киножурнале перед демонстрацией фильма на целине! Вот радости-то было: увидеть себя в кино на целине в Омской области!
Все пять лет учебы в институте состав нашей танцевальной группы был постоянным: Яков Носов - истфилфак, Леонид Новиков - физмат, Иван Малышев - инфак, Юрий Лихачев - физмат, Инна Бессонова - филфак, Лида Юдина - филфак, Надя Юркина (все трое коми отделение филфака), Зоя Сивкова - физмат, баянисты - когда кто, руководитель на 1-3 курсах - В. П. Ирза, на 4-5 курсах - Геннадий Тренев из музыкального драматического театра.
Все пять лет в институте я увлекался фотографированием (фотоаппарат «Смена»). Меня часто просили студенты то одного, то другого факультета пофотографировать их студенческую группу. Я никогда никому не отказывал. И в выходные дни в городе, по городу, в парке им. Кирова и вообще, где им понравится... Делал я уйму фотографий и группами, и персонально, так что и по сегодняшний день у всех их остается наглядная память о студенческих годах жизни. А к 50-летию нашего выпуска, в 2010 г., я подарил 268 фотографий из жизни студентов к 1955-1960 гг. музею истории КГПИ, директором и создателем которого является Леонид Александрович Жданов, мой однокурсник, кандидат исторических наук, доцент.
В 70-е гг. уже прошлого века у меня в гостях в Усть-Цильме побывали, будучи в служебных командировках, мои сокурсники по пединституту: Петя Кузькоков (ныне Куратов), работник Совета Министров Коми АССР; Геннадий Турьев - корреспондент республиканской газеты «Красное знамя»; дважды был Ростислав Павлеков, тогда ответственный работник Коми Обкома ВЛКСМ; Жора Жилин, занимавший пост министра культуры Коми АССР; Афанасий Чупров - преподаватель института в г. Ухте; Леонид Новиков, мой напарник по хореографии... Конечно же, при этих встречах мы вспоминаем свои студенческие годы, целинную эпопею и художественную самодеятельность в институте. Тут-то и напомнил мне Жора Жилин: «Выступает любимец публики Яков Носов...» Да, так и было: крупным шрифтом начертано в объявлении в вестибюле института об очередном конкурсном концерте студентов истфилфака. А изумительно художественно оформленные афиши, исполненные талантливым художником (тоже однокурсник) Рудольфом Пластинииым, всегда радовали студентов института. Все пять лет наша танцевальная группа - 8 человек плюс баянист и всегда с нами однокурсники: солистка Валя Соловьева, конферансье Геннадий Турьев, со стихами - поэт Юрий Поляков, с гитарой и песнями Геннадий Шаповалов. Концерты нашей агитбригады для жителей сел и деревень санкционировал и в летние и в зимние каникулы горком ВЛКСМ. Номера в нашем исполнении зрители принимали «на бис»! И мастерски изготовленные и экстренно выпущенные стенгазеты по материалам истории того населенного пункта, куда мы приезжали с концертом, имели неописуемый успех.
Продернутые художественным юмором Рудольфа Пластинина персоны грозились даже нас поколотить! Во всех населенных пунктах жители просили нас дать дополнительный концерт, поскольку всех желающих клубы не вмещали. Эту же методику выступлений перед жителями я применил и в 1965 г., когда агитбригада села Усть-Цильмы ездила до Харьяги: объявление - афиша, лекция перед концертом, концерт на полчаса, после - танцы для зрителей в клубе. И всегда просьбы: «Приезжайте еще и почаще!»
Первую педагогическую практику в институте я прошел летом 1957 г. в пионерском лагере в живописном природном уголке Белый Бор: 200 детей со всей Коми АССР в одну смену. Я отработал пионервожатым в то лето две смены. Отряды у меня в ту и другую смену были по 24 учащихся, окончивших 4-е классы. Мы проводили очень разнообразные мероприятия: пионерские костры, игры на местности, походы военизированные (поиск высадившегося десантника), встречи с интересными людьми. Так, летом 1957 г. к нам в пионерский лагерь приезжали, выступали и ходили в хороводе с детьми вокруг огромного на поляне костра выдающиеся коми поэты и писатели: Яков Рочев, Иван Торопов, Геннадий Федоров. Я все это, конечно, сфотографировал и теперь храню, как клад, на фотопленках. Шофер Белого Бора Алексей Асланов обучил меня вождению автомобиля. То-то было гордости в глазах и душах у подопечных моего пионерского отряда за своего пионервожатого Якова Николаевича, «с ветерком» катившего их в кузове грузовика по просторам Белого Бора.
Следующую педпрактику я проходил в школе на Лесозаводе. По окончании педпрактики к автобусной остановке прощаться пришел весь 5-й класс. Я до сих пор слышу их голоса: «Приезжайте, Яков Николаевич, к нам еще...»!
Отчеты по педпрактике я оформил фотоальбомами. Эти документы должны и сейчас храниться в Архиве КГПИ. Я их сдавал тогда на кафедру педагогики A. M. Нетылько.
Ну, а если сохранились отчеты всех студентов всех факультетов всех годов существования КГПИ, то это же готовые экспозиции и экспонаты для создания музея педагогики. А сколько еще могут прислать выпускники пединститута! Я один могу прислать ни много, ни мало - ящик материалов, негативов студенческих лет; со многих из них еще даже не сделаны фотографии.
...Не забуду, как я заспорил в 1960 г., уже на госэкзамене по истории СССР, с членом государственной комиссии секретарем партийной организации института Бетехтиной Марией Ивановной по вопросу коллективизации. Все члены государственной комиссии и студенты, сидящие в аудитории с билетами на руках, навострили уши и подняли головы выше обычного. Я процитировал В. И. Ленина, и спор принял доброжелательный оборот. Оценку мне поставили «хорошо».
Помню еще такой эпизод на пятом курсе. Все мы в группе готовили доклады по спецкурсу «История СССР» под руководством Владимира Юльевича Гессена. У меня тема была «Крестьянское революционное движение в России после Февральской буржуазно - демократической революции». В. Ю. Гессен контролировал, кто как готовит доклады. Он наведался в библиотеку института и узнал, что я там ни одной книги по своей теме еще не брал. Не дожидаясь следующего занятия, он «поймал» меня в кулуарах института и поведал мне: «Я сходил в библиотеку и распорядился, чтоб тебе, Яша, выдали эти книги». Получив книги, я в комнате № 49 общежития по ул. Советской потеснил своих жителей по комнате (Леню Жданова, Ростислава Павлекова, Викентия Прилуцкого) и примерно около месяца готовил этот спецдоклад, всюду разложив открытые книги по истории СССР и труды В. И. Ленина. И что поразительно: изучив имеющиеся источники, я пришел к одному интересному выводу о крестьянах России. Оказалось, что задолго до меня к такому же выводу пришел и В. И. Ленин. Вот те на!
Чтение моего доклада заняло три часа, то есть полтора занятия. Резюме всеобщего нашего любимца Владимира Юльевича Гессена для меня явилось полной неожиданностью: «Не ожидал я, Яша, от тебя такого доклада». И поставил мне по спецкурсу «История СССР» «отлично»!
Все пять лет, что я учился в институте, находил время не только для участия в художественной самодеятельности, но и для заработков на существование, поскольку материальное положение моих родителей было неважным. Уже на 4-м, 5-м курсах я работал в двух школах города: вел танцевальные кружки.
На пятом курсе я взялся весной чистить крыши от снега на общежитиях по ул. Советской, по ул.Пушкина и на самом здании КГПИ. Так что на любой из этих трех крыш смело можно установить памятную доску: «Здесь в 1960 г. работал Яков Носов».
... На распределении меня дважды приглашали в кабинет директора, института и оба раза убеждали остаться работать в Сыктывкаре, в только что построенной школе - интернате, впоследствии ставшей известной как школа А. Католикова. Я оба раза отказался, сославшись на то, что поеду в родное село Усть-Цильму. «Но там места нет», - уговаривали меня. Я упорно стоял на своем: «Найду!» Я нанес визит бывшему тогда министру просвещения Коми АССР Рудакову. Он связался при мне по телефону с зав. РОНО Жаравиным Иваном Николаевичем: «Пусть приезжает, место историка найдем в вечерней школе», - ответил тот.
...Почему так упорно комиссия по распределению хотела меня оставить в школе-интернате? Администрация и педагогический коллектив института понимали, что я могу дать детям в школе. За годы учебы я преуспел в хореографии, я играл по нотам и на слух на гармони и на баяне, имел 3-й разряд по лыжам, разбирайся в шахматах (позднее получил 3-й разряд), совершенно уверенно ощущал себя в фотоделе.
Учитель с такими способностями - находка для любой школы! А потом ведь еще и учитель широкого профиля! Да к тому же - мужчина. В институте знаки и о моих педагогических способностях, которые проявились во время педпрактик.
А в Усть-Цильму я рвался не без причины: отец мой, Николай Тарасович, позвонил: «Приезжай, Яша, домой: материально поможешь.. .». Он в то время строил дом, а в семье еще трое - два брата и сестра - учились в школе; мать, Матрена Лазаревна, - домохозяйка; отец получал в месяц всего 450 рублей.
В Усть-Цильме я столкнулся с несправедливостью: зав. РОНО отправлял меня в село Трусово на Цильме. Во мне так все и перевернулось: по телефону министру так сказал, на деле - совсем иначе! Я категорически отверг его предложение, выдвинув веские аргументы. В это время приехал зам. министра просвещения Коми АССР Шергин Владимир Алексеевич; вновь меня вызвали в РОНО; я стоял на своем. Вот так встретили родные пенаты Якова Носова: я остался без работы по своей специальности. И твердо решил через год уехать в другой район и там устроиться на работу в школе. Ведь звала же меня поехать на Удору Майя Майбурова.
А пока? Пока мне позвонил зав. отделом культуры Сумароков Алексей Андреевич и попросил меня к себе на работу в районный Дом культуры - руководителем танцевального коллектива. Я сразу же приступил к созданию танцевальной группы-коллектива; в сентябре I960 г. коллектив уже был создан: 4 парня, 4 девушки, баянист, да и сам я иногда аккомпанировал на баяне. За год я поставил 8 танцев, плясок, народных хороводов. Весь год мы концертами угощали население: коллектив получился исполнительный, интересный в хореографическом отношении.
Ну, а место в вечерней школе с 5-го октября все-таки дали: история, литература и русский язык в 7, 8 и 9 классах и классное руководство сразу в двух классах: в 7-м и в 9-м. Контингент учащихся самый разный по возрасту (некоторые из них почти в два раза старше меня). Среди учащихся оказались и мои бывшие однокашники по 9 «б» классу Усгь-Цилемской средней школы, но изгнанные в свое время из школы за поведение.
И началась моя трудовая деятельность: среда и воскресенье - в РДК, понедельник, вторник, четверг, пятница - в . вечерней школе с 19 до 24 часов.
За годы моей работы в Усть-Цильме я прошел всю иерархию учительской деятельности: в вечерней школе рабочей молодежи, в восьмилетней школе в селе, и восьмилетней школе в с. Коровий ручей. Усть-Цижмской средней школе, в заочной школе при райисполкоме, на курсах медиков в рай больнице преподавал шесть предметов: историю, литературу, русский язык, обществоведение, основы Советского государства и права, географию. И за все мои 50 лет преподавательской работы я не поставил ни одной двойки! Чтобы у меня получить «пару», ученику надо обладать особым талантом! Работал я учителем, завучем, директором вечерней ШРM, методистом.
Что касается общественных нагрузок, так этот воз я и поныне тащу. «Тяну лямку, пока не вырыли мне ямку», - так в народе говорят. Что касается поощрений за этакую громаду проделанной мной общественной работы за 50 лет, то наиболее значительными считаю:
1. Присвоение звания «Лауреат Коми республиканского фестиваля молодежи и студентов» (1957 г.).
2. Нагрудный знак ЦК ВЛКСМ «70 лет ВЛКСМ. 1918— 1988» (1988 г.).
3. Внесение в энциклопедию «Лучшие люди России. Часть 2» (Москва, 2005 г.).
4. Присвоение звания «Почетный гражданин Усть-Цилемского района» за большой вклад в сохранение и популяризацию исторического наследия Усть-Цилемского района» (2007 г.).
За годы своей работы я провел тысячи экскурсий, лекций, бесед, мероприятий, уроков по историческому краеведению в родном крае. За полвека своей общественно - краеведческой и просветительской деятельности я подготовил, вручил, переслал по почте более 50 тысяч единиц своих авторских подарков детям, учащимся, выпускникам, студентам, учителям, школам, библиотекам, музеям, архивам, партийным, советским, научным учреждениям и организациям СССР и России, и всегда только безвозмездно. Родина, господа, начинается с родного края!
Добавить комментарий