Погребально — поминальный обряд «УСТЬЦИЛЁМОВ».
Автор: Бабикова Татьяна Ивановна, 1998 г.
В системе обрядов жизненного цикла жителей бассейна Нижней Печоры погребально-поминальный обряд как и прежде является наиболее значимым. Данные полевых исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов позволяют предположить, что несмотря на длительную и сложную историю развития народной культуры он не подвергся существенным изменениям. Погребение умерших и сейчас совершается по устоявшимся правилам и традициям. Представляется, что устойчивость обряда обусловлена прежде всего осознанием староверами как и многими народами той значимости, которую он занимает в их традиционном мировоззрении.
По своей структуре погребально-поминальный обряд старообрядцев Усть-Цильмы сходен с общерусским. Он включает в себя набор элементов, восходящих к архаичным представлениям. Весь этот комплекс обычаев регулируется строгой системой правил, отступление от которых рассматривалось деревенскими жителями не только нарушением в проведении обряда, но и социального порядка общины в целом.
В структуре обряда можно выделить три основных этапа: подготовка к смерти; обрядовые действия, направленные на подготовку умершего в потусторонний мир и похороны; поминальные обряды. Учитывая специфику исследуемого региона представляется уместным также рассмотреть переход его жителей в группу «стариков», поскольку, согласно имеющемуся материалу, он знаменует собой одновременно и подготовку к загробной жизни.
- Подготовка к смерти.
- Приготовление погребальной («смертной») одежды и строительного материала на гроб.
- Дарение вещей.
- Гадания и приметы, связанные со смертью.
- Обрядовые действия, облегчающие наступление смерти.
- Обрядовые действия, направленные на подготовку умершего в потусторонний мир и похороны.
- Ритуал обмывания и обряжения умершего.
- Изготовление гроба и креста.
- Укладывание умершего в гроб и прощание с ним.
- Вынос умершего из дома.
- Способы транспортировки на кладбище и опускание его в могилу.
- Ритуальные действия в доме после выноса гроба с умершим.
- Поминальный обряд.
- Ритуальные поминальные действия «шестинедельного» цикла.
- Календарные поминовения.
- Литература и источники.
- Приложение.
Подготовка к смерти.
Вся философия жизни старовера сводилась и по-прежнему, сводится к подготовке перехода из земной жизни в вечную. Поэтому исполнение погребального обряда староверами бассейна Нижней Печоры строго соотносится с качеством прожитой жизни, оценивающейся с точки зрения общепринятых норм. В возрасте 50—55 лет, с прекращением активной трудовой деятельности, начинается их постепенный переход в следующую возрастную группу «стариков». Как правило, именно в этот период особенно важным становится осмысление прожитого отрезка жизни, которое знаменует изменение образа жизни. Согласно сложившимся мировоззренческим установкам, чтобы достойно встретить смерть прежде всего необходимо было «очиститься от греховной жизни». С этого времени жители бассейна Нижней Печоры посвящали себя служению Богу, что являлось началом подготовки к загробной жизни. Мужчинам необходимо было отказаться от курения, поскольку это считалось грехом. В народном сознании укоренилось несколько версий о табаке как о «пагубном зелье». Согласно одной из них, «во время распятия Христа все травы поклонились ему, а табак и чай нет». В связи с этим многие «устьцилемки» в этом возрасте отказываются от чая, считая напиток «греховным». Среди верующих наиболее популярна следующая легенда, повествующая о курении как о грехе: «Жила-была блудница, которая всю свою жизнь провела в праздности. Окружавшие ее люди советовали ей поменять образ жизни, призывая обратиться к Богу. Но призывы жителей остались не услышанными ею, и однажды во время очередных плясок блудница провалилась под землю. Вскоре на том месте выросла яркая трава, привлекавшая к себе внимание окружающих. И «слабые люди» начали восхвалять ее красоту и курить, за что навлекли на себя грех».
Следующим значительным событием в жизни нижнепечорских старообрядцев был постепенный переход их от участия в праздничных гуляниях («гостьбах») к спокойным религиозным сходам, на которых все внимание было сосредоточено на чтении религиозной литературы. Книга занимала достойное место в духовной жизни старообрядцев. С большим вниманием читали произведения, написанные в увлекательной форме, объяснявшие истоки и причины тех или иных запретов, укоренившихся в их строгом быту. Особо почиталась книга «Житие Николы Чудотворца», поскольку этот святой, по мнению «устьцилемов», является их покровителем. В период Великого поста все внимание верующих традиционно было сосредоточено на чтении «страстей».
Происходило изменение и в этикете. Общение между жителями становилось более сдержанным. При посещении домов гости следовали устоявшимся традициям. Прежде чем заводить разговор с хозяевами, вошедшему необходимо было трижды обнести себя крестным знаменем перед иконами, произнеся при этом Исусову молитву. Аналогичным образом происходило и прощание с хозяевами. Помолившись, гость обращался к хозяевам:
Простите, сестра (брат) меня грешную (ого).
Бог простит, меня грешную (ого) прости.
Господь тебя простит и благословит.
После этого диалога гости сразу же уходили.
В этом возрасте поведение жителей становится более уравновешенным, спокойным. В Усть-Цильме его характеризуют как «милостливое». Существует мнение: бесполезно становиться к иконам («образам») молиться, если держишь на кого-либо злобу. «Утром поссорился, к вечеру помирись». Наряду с этим считается большим грехом умереть не прощенным.
Представители этой возрастной группы должны были обязательно соблюдать посты с последующим исповеданием; принимать участие в богослужениях, отпевах, панихидах («панафидах»), Рождественских и Пасхальных службах и др.
Строгий запрет налагался на участие верующих в календарных обрядах. Им разрешалось присутствовать на вечеринках лишь в качестве зрителей. Недопустимым считалось участие («столование») в свадебных пирах. За нарушение запрета пожилым людям накладывали трехгодовую епитимью с обязательным соблюдением календарных постов, а также в дни недели: понедельник, среду и пятницу. Верующие, принимавшие участие в проведении праздника «Горки», не допускались на общую молитву.
В этот период жизни староверов все свободное время отводилось чтению молитв. Предпочтительным временем суток была ночь. Е. Чупрва из с. Трусово отметила значимость ночного моления: «Ночью — золотое моленье. Будешь молиться в это время, на том свете скорее 21 ступеньку до райских ворот перешагнешь». Следует отметить, что ступеньки представляют собой некую лестницу, мифопоэтический образ которой указывает на связь низа и верха. В связи с этим символическое значение ее основано на представлении о восхождении как о высшем благе. Не случайно в представлениях староверов бассейна Нижней Печоры рай ассоциировался с цифрой 21, состоящей из трех равных частей, прохождение каждой из которой было связано с определенными испытаниями. Согласно этому, значимость ночного моления связывалась с тем, что ночью бесовская сила наиболее опасна и совершение молитв в данный период суток рассматривалось как прохождение одной из ступеней ада.
Седует отметить, что для женщин в настоящее время в понятие «очищение» входит не только обращение к вере в Бога, но и смена современной одежды на традиционную, основу которой составляют рукава и сарафан. Комплекс одежды, этого периода жизни дополняли такие виды костюма, как сарафанчик, передник («нагрудник»), лопатина и кабат.
Значимым элементом обряда в период подготовки староверов Усть-Цильмы к смерти является собирание многими женщинами выпавших волос, обрезанных ногтей с тем, чтобы взять их с собой на тот свет. Согласно их представлениям «без Бога ни один волос с головы не упадет и там пригодится» «ногти пригодятся, когда на райскую гору карабкаться придется». Как известно, волосы в народных представлениях имели силу оберега (с этой целью девушкам необходимо было заплетать косу способом плетения прядей вовнутрь; замужние женщины укладывали косы вокруг головы, делая спереди их перехлест) и в силу этого волосы обретают сакральный смысл. Ногти в традиционных представлениях «устьцилемов» также наделялись особой значимостью. Согласно поговорке «грехи растут и ногти растут» считалось, что состриганием последних достигалось частичное очищение души.
Приготовление погребальной («смертной») одежды и строительного материала на гроб.
Важным элементом в период подготовки к смерти являлась комплектация погребальной («смертной») одежды, хотя специального погребального костюма у «устьцилемов» не отмечено. Обычно для этого подбирали ранее носимые виды одежды, имевшие хорошую сохранность. В редких случаях ее шили специально. При этом шили обычным способом, оговаривая «на всякий случай». «Смертная одежда» женщины состояла из рукавов, сарафана, чаще лопатины, пояса, двух платков и вязаных носков, Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, пояса, носок. Общим элементом было белое полотно и наволочка. Из атрибутов: медный крест, лестовка. Приготовленную одежду обычно хранили в платке («комок»). При этом хозяйка обязательно извещала всех членов семьи о месте его нахождения. Эта традиция не утрачена и в настоящее время. Многие пожилые устьцилемки считают необходимым делом при жизни позаботиться о своем смертном костюме.
Наряду с приготовлением смертной одежды практиковалось заготавливание досок на гроб. Предпочтение отдавалось строи - тельному материалу из ели. На столб припасали лиственное дерево. Заготовленный материал обычно хранили в сарае, «чтоб дождем не мочило». До 60-х годов XX в. многим «устьцилемам» была свойственна не только заготовка материала на гроб, но и его изготовление еще при жизни. Затем гроб хранили на чердаках или поветях. Многие жители практиковали «бронирование» места на кладбище. Для этого определяли место, как правило, рядом с захороненными родственниками, закапывали небольшие столбики и извещали об этом как своих родственников, так и жителей деревни.
Дарение вещей.
К так называемым «подготовительным» мероприятиям относился ритуал дарения вещей. Многие жители Усть-Цильмы, предчувствуя скорую смерть, практиковали дарение личных вещей как родственникам, так и посторонним людям с целью поминания дарителя после его смерти. Женщины чаще всего дарили предметы быта, посуду, одежду (рукава или какую-либо другую часть костюма). Среди наставников считалось обязательным при жизни раздать религиозные книги и иконы лицам, достойным, по мнению дарителей, «Божьих даров». Иногда даритель до конца своих дней пользовался богослужебной литературой, но предварительно, на так называемых «религиозных сходах» (на панихиде или исповеди), извещал окружающих о передаче книг конкретному лицу после его смерти.
Мужчины чаще дарили свои инструменты, некоторые орудия труда, заготовки для их производства. По мнению «устьцилемов», вещи, подаренные самим владельцем, а не родственниками после его смерти, имели большое значение, поскольку считалось, что даритель расстался с вещами без сожаления («с добрым сердцем») и молитва о его душе будет более действенна.
Гадания и приметы, связанные со смертью.
Поскольку смерть чаще всего наступала внезапно, то староверы бассейна Нижней Печоры стремились узнать о ее приближении при помощи гаданий. Самым верным в представлении усть- цилемок было загадывание на жизнь в сочельник («кутейник»). Пожилые люди в ночь с «кутейника» на Рождество выносили во двор (крыльцо) ложку с водой и утром смотрели: если лед в ней замерзал в форме горки — к «житью», ямкой — к смерти. Особую значимость придавали и сновидениям в канун Рождества, получившим название «завечаний». Перед сном желающие узнать о перспективе своей жизни на год загадывали: если суждено умереть, то пусть явится во сне умерший родственник. Прочие сны рассматривались как дарование Богом жизни хотя бы ей на один год. Большое значение отводилось «вещим» снам. Приметой приближающейся смерти кого-либо из родственников считалось «увидеть»:
новый дом, разрушение в доме, выпадение зубов с кровотечением, лодку, струганные доски, кошку, потерю обуви (с. Усть- Цильма, Бугаево);
—женщину в белом, старика, плывущий по реке гроб или крест (с. Пижма).
В период святочных гаданий «нечистая сила» якобы могла указать и молодым людям на трагический исход их жизни. Для этого использовали зеркало, блюдо, кольцо и стакан с водой, в которых гадающий мог увидеть гроб, свидетельствующий о его близкой смерти.
Кроме гаданий существовали различные приметы, так назы ваемые «знамения». Вера в них остается достаточно сильной и в наши дни. Ряд примет, предвещающих смерть, связан с домашними животными, орудиями труда, определенными частями тела человека. Так, вой собаки, переваливание кошки с боку на бок расценивалось жителями Усть-Цильмы как приближение смерти кого-либо из домочадцев. Немаловажную роль в обрядовой жизни играл топор. Если случалось найти во дворе топор, лежащий тезвием вверх, то стоило ждать трагической гибели кого-либо из ближайших родственников. Знамением является и зуд запастья, так называемого «печального места» руки и переносицы.
Ряд примет был связан с разрушительными действиями в доме. Предвестником близкой смерти (за сутки) считался неожиданный треск в углах и за печкой во время утреннего моления, неожиданная поломка мебели, посуды и др.
Наиболее показательной представляется примета, связанная с верхней частью дома. Скрип или звук шагов на чердаке—«подызбице» — расценивался не только как знак близкой смерти одного из домочадцев, но и как способ выражения недовольства предков на действия живых. Важно отметить, что семантика слова «подызбица» явно указывает на связь обозначаемой им части пространства с культом предков. Отнюдь не случайно, что именно там хранили гроб и намогильный столб, в случае их предварительного изготовления. Представляется также уместным отметить, что на «подызбице» не допускалось устраивать детские игры. Показательными является и народное объяснение этому запрету «шишко схватит». Таким образом, «подызбица» наделялась определенной хтоничностью.
Среди примет можно также отметить восприятие образования полыньи в период ледостава. Расположение ее напротив деревни, согласно поверьям, могло указывать на смерть нескольких ее жителей.
Среди индуцированных примет можно отметить следующую. Если в семье в текущий год умерло два человека, то до истечения года следовало ждать третью смерть.
В предсказаниях старообрядцев бассейна Нижней Печоры маленькие дети обладали даром провидения. Считалось, что если ребенок первого года жизни втягивал в себя воздух и одновременно издавал какой-либо звук, означающий в народе «затягивание души», следовало ожидать близкой смерти кого-либо из родственников.
Считалось плохой приметой заглядывание в окна дома с уличной стороны, рассматривавшееся как «выглядывание покойников». «Устьцилемы» также верили, что надвигавшуюся смерть способны пророчить птицы. Сигналом считался удар клювом птицы в окно.
Таким образом, рассмотренные виды гаданий и примет свидетельствуют о достаточно сильной вере в знамения жителей бассейна Нижней Печоры в предсказания о смерти, многие из которых не утратили своей актуальности и в наши дни.
Обрядовые действия, облегчающие наступление смерти.
Смерть заслуженного человека становилась значительным событием в семье и деревне в целом. Ее ожидание (в случае затянувшейся болезни) вносило в привычный ритм жизни напряженность и дополнительные хлопоты для домочадцев. За умирающим, тщательно ухаживали, его не полагалось оставлять одного в доме. Очень важным элементом обряда было прощание с ним. С этой целью его навещали как родственники, так и жители окрестных деревень. Считалось, что душа умершего должна перейти в другой мир, не обремененной земными заботами, и поэтому, как правило, больному прощали все его обиды. Однако и сам больной должен был при этом простить окружающим все их грехи, в случае длительных мучений осуществляли целый комплекс мер, направленных, по мнению староверов, на облегчение наступления смерти. Исполнение различных видов ритуальных действий зависело от статуса умирающего. Верующим традиционно читали молитвы, в частности, канун «на исход души», при этом категорически запрещалось плакать, поскольку в этот период слезы рассматривались как препятствие в наступлении смерти. Практиковалось также открывание печных заслонок, труб, зажигание свечей. В одной из работ А. К. Байбурина подробно рассмотрена символическая двойственность такого рода границ как окна, дымоходы, двери, обусловленная тем, «что они подобно всем маргинальным объектам принадлежат сразу двум мирам и могут быть одновременно запором и каналом связи между двумя мирами в зависимости от типа ритуала»3. В погребальном обряде этим приемом как бы открывали выход во внешнее пространство, рассматривая его как способ налаживания связи с иным миром.
Считалось, что особенно тяжело умирали колдуны («икотники»), Для того, чтобы «спокойно» умереть, им необходимо было обязательно освободиться от колдовской силы. По сообщению Г. Поздеева из с. Среднее Бугаево колдун, проживающий в их деревне, умирал три дня — в течение этого времени из него выходила колдовская сила и столько же после смерти по ночам бесовская сила стучалась в дверь дома. Для облегчения смерти колдуна прибегали к следующим магическим приемам: необходимо было в порог или в нижний венец дома с силой воткнуть топор, который впоследствии выбрасывали в могильную яму, либо зарывали в болотистой местности («где люди не ходят»). Следует отметить, что втыканию топора в порог придавалось большее значение. Как известно, порог служил своеобразной границей и защитой дома. Согласно традиционным представлениям, входивший в дом недоброжелательный человек, спотыкаясь о порог, всю свою злость оставлял на нем. Неслучайно в связи с этим практиковалось втыкание иголки со сломанным ушком именно в косяк, что усиливало силу оберега дома и препятствовало прохождению во внутрь злых сил. В подобной ситуации вредоносный колдун не мог пройти границу порога. Таким образом, в погребальном обряде втыканием топора в порог дома как бы снимали с колдуна вредоносную силу и тем самым способствовали облегчению наступления смерти.
После того, как у человека прекращалось дыхание, считалось что душа покинула его тело. Сам факт смерти фиксировали рукой, которую подносили к носу, рту умершего. Тут же присутствующие закрывали умершему глаза, поскольку считалось, что открытым глазом покойник высматривает следующего мертвеца. В этом случае использовали медные монеты. Раскрывая их значимость в плане защиты домочадцев от внезапной и преждевременной смерти, уместно уточнить, что: «медные монеты здесь как бы заменяют золотые». Данное сравнение заметно усиливает ритуальную значимость денег. Параллельно с этим начиналось голошение по умершему. На улице оно служило своеобразным оповещением окружающих о случившемся горе.
Таким образом, так называемый «подготовительный» период, включающий в себя комплекс обрядовых действий, а также ритуальный переход жителей в возрастную группу «стариков», был достаточно продолжительным. За соблюдением определенных правил поведения, последнего периода жизни староверов Усть-Цильмы, угадывается их ритуальное «очищение» («отмирщение»), направленное на достижение высшей цели, связанной в народном представлении с загробным воздаянием и обретением места в раю, «где всегда весна». Наряду с этим, за ритуальными действиями угадывается и забота «стариков» о будущих поколениях. Об этом свидетельствуют некоторые размышления жителей Усть-Цильмы. «Неудачи детей идут потому, что родители неправильно жили»; «старухам нельзя осуждать, («судачить») — на себя наводишь» имеется в виду на своих детей); «чем судачить с соседкой, лучше семь раз в день поесть». Следовательно, обращение к Богу, проявлявшееся в строгом соблюдении предписываемых религиозных норм, являлось необходимым и значимым элементом в жизни каждого старовера, бассейна Нижней Печоры, поскольку считалось, что именно «старики» несли ответственность за живущих и будущие поколения.
Обрядовые действия, направленные на подготовку умершего в потусторонний мир и похороны.
Структура погребального обряда обуславливалась семантикой пространства, в пределах которого предстояло перемещение умершего в мир предков. Основу комплекса обрядовых действий этого периода составляли элементы, значимость которых была обусловлена, с одной стороны, стремлением оградить домочадцев от вторжения вредоносных сил, с другой, чтобы способствовать успешному переходу умершего в иной мир. Прежде всего в доме закрывали зеркала, зажигали свечи и лишь после этого умершего перекладывали на лавку, и тут же выносили на улицу «смертное место».
Важным моментом было ограждение родственников, состоящих в прямом родстве с умершим, от прямого участия в обряде. Запрет был продиктован нормативными канонами, согласно которым «страдающие слезно» препятствовали своими эмоциями переходу души умершего, в потусторонний мир. Согласно традиционным представлениям, смерть освобождала человека от земных тяжб и открывала «жизнь» души. В связи с этим се наступление было необходимо принимать с радостью. В подобной ситуации слезы рассматривались как препятствие для перехода души в иной мир. Исходя из этого, для участия в обряде приглашали жителей деревни, не состоявших в родстве с умершим. Роль родственников, в обряде была минимальной, они лишь информировали окружающих о последних желаниях умершего, обычно заключавшихся в следующем: сообщалось предполагаемое место погребения, передача некоторых личных вещей конкретным лицам и др.
Если в доме имелись маленькие дети, то их сразу отводили к родственникам, где они находились до завершения похорон.
Ритуал обмывания и обряжения умершего.
Обязательным элементом обряда была церемония обмывания умершего, проводившаяся сразу после констатации смерти («пока тело не остыло»). Обычно для этого приглашали посторонних людей, одного пола с усопшим. Критерием выбора предполагаемых кандидатур служили: единое вероисиоповедование, воздержание от табака и спиртного, «чтоб не мирской» да не «табачник». Количество лиц, участвовавших в обмывании, строго регламентировалось: три человека. При этом среди них хотя бы один должен был быть пожилого возраста, ранее участвовавший в этом ритуальном действе. Участие последнего связывается с представлениями об умершем не только как представителе «того света», но и будущем предке. На это указывает пожилой возраст обмывалщиков и их «благочестивость». Этим можно объяснить и традицию говорить о покойнике только хорошее.
Иногда дополнительно использовали помощь подростков («на подхвате»). Участие их рассматривали как своеобразное, испытание на смелость. Показательно, что участвовавших в обмывании подростков в дальнейшем считали взрослыми и они получали статус женихов.
Для обмывания умершего располагали лежа или усаживали на табурет в той комнате, где предполагалась установка гроба Предварительно на иол стелили солому, в случае необходимости ставили табурет. Следует отметить, что женщин чаще мыли, располагая в положении сидя, мужчин лежа. Народного объяснения этому получить не удалось, за исключением формулировок «так надо», «так старики делали». Перед обмыванием умершего, воду и используемые атрибуты обязательно окуривали. В ритуале обмывания каждый участник выполнял строго определенную функцию: один должен был поддерживать умершего, следующий участник поливать водой на тело покойного, нагибая ковш как бы от себя. Ему запрещалось прикасаться к умершему. Третий участник, традиционно пожилой человек, ветхой тряпкой с мылом совершал омовение умершего, начиная с головы и заканчивая ногами. Затем он насухо вытирал покойного стареньким полотенцем и тело переносили на лавку, расположенную рядом с местом его омовения и на ней уже одевали умершего. Как уже говорилось «устьцилемы» специальной погребальной одежды не изготовляли. Если «смертная» одежда была предварительно приготовлена умершим, то облачали в нее. При отсутствии се использовали обычную одежду, имевшуюся на тот момент в чистом виде. Женщине надевали темные рукава, сарафан, вязаные носки, два платка. Мужчине — длинную холщовую рубаху, кальсоны. Особых правил в одевании не зафиксировано. Носки умершему начинали надевать с правой ноги.
Волосы женщинам укладывали согласно их статусу. Девушкам заплетали одну косу и «повязывали» один платок, женщинам две косы, которые укладывали вокруг головы и сверху «повязывали» два платка: один обычно светлых тонов выводили концами к затылку, сверху одевали еще один платок, как правило, пестрой расцветки, таким образом, чтобы его концы проходили под подбородком. Категорически запрещалось вязать узлы на умершем, поскольку они, но мнению жителей, препятствовали переходу души умершего. Мужчинам волосы зачесывали так, как они причесывались при жизни.
Верующим категории истинных («набожным») обязательно шили саван, длина которого достигала колен умершего. Традиционно его шила пожилая женщина, соблюдая при этом определенные правила: иголку следовало держать острием от себя, выполнять стежки как бы наотмашь, способ пошива был также безузловым. Пошив изделия был следующий: два куска полотна накладывали друг на друга, затем один угол закругляли, отрезая лишнее ножницами, и две стороны, включая закругленную часть, сшивали. Важно отметить, что шить необходимо было «с хорошим настроением», без слез. Этот прием согласуется с традиционными представлениями о начале новой жизни души, обеспечении легкости пути в новую жизнь.
Одетого покойника укладывали на лавку, расположенную параллельно матице, в Красном углу или простенке, ногами на восток, обращая его лицом на иконостас. В символической классификации внутреннего пространства дома Красный угол в свете идей «мирового древа» обеспечивал связь «того» и «этого» света. Согласно традициям пальцы правой руки соединяли в крест, на левую руку надевали лестовку и накладывали поверх правой. Снабжение умершего предметами культового содержания отчетливо демонстрирует сохранившиеся среди жителей Усть-Цильмы представления о загробной жизни.
После этого все, что находилось в соприкосновении с умершим во время обмывания, собирали и складывали в ведро, которое временно оставляли во дворе, а с наступлением темноты в зимний период выносили на реку и оставляли на льду. Предпочтение этого времени суток, видимо, связывалось с представлениями о нарушении ритма жизни, который вносил умерший. Летом солому, мыло, тряпку сжигали в бане. Воду выливали в место, недоступное для кошек и собак, поскольку они наделялись негативной символикой и в данной ситуации своей причастностью они могли осквернить умершего.
В погребально-номинальном обряде первостепенное значение придавали трапезе. В связи с этим на всех этапах обряда хозяева расплачивались с участниками обряда «обедом». Иногда тут же их наделяли некоторыми вещами умершего («остатками»).
Изготовление гроба и креста.
Изготовление гроба и намогильного креста являлось не менее ответственным делом, чем ритуал обмывания. Если гроб заранее не был заготовлен умершим, то одновременно с обмыванием, на улице, чаще всего, под окнами дома, мужчины приступали к его изготовлению. Критерий подбора мастеров был тот же, что и в ритуале обмывания. Согласно имеющимся сообщениям, в прошлом умерших было принято хоронить в долбленных колодах; в изучаемый же период (конец XIX—XX вв.) подобным образом хоронили лишь младенцев. Взрослых, как правило, хоронили в дощатых гробах, которые изготавливали особым способом на шпунтах (способ изготовления без применения гвоздей). (Ср.: в строительной обрядности запрещалось использование гвоздей («дом портить», «лишняя тяжесть»).
По традиции в завершении работы гробовщиков угощали обедом. Отказываться было не принято, поскольку этим подчеркивалось неуважение к умершему, с одной стороны, с другой, отказом можно навлечь на себя беду. Эти же мастера на следующий день занимались изготовлением намогильного креста или столба.
Уместно заметить, что до середины XX в. практиковалось изготовление четырех основных типов столбов (два взрослых и два детских), каждый из которых соответствовал определенному статусу умершего. В представлениях старообрядцев Нижней Печоры как крест, так и столб по своему строению как бы проецировал строение человека и в связи с этим высота их была сходна с ростом умерших.
К первому типу сооружений относились массивные шестиконечные кресты с крышей (рис 1). Основу их составлял столб, вытесанный из бревна сечением 25 30 см. В верхней части креста (на уровне головы) перпендикулярно столбу крепилась перекладина, выступы с двух сторон в нижней ее части составляли 5 7 см. Верхушку столба и частично перекладину заостряли и кренили крышку так называемые «полотенца» (руки), на концах которых выпиливали но пять остроконечных углов (пальцы рук). В настоящее время эта традиция утрачена и количество углов варьируется. На уровне груди перпендикулярно крепилась еще одна перекладина, в центре которой делали углубление и вставляли небольшую литую икону («образок») как бы выполнявшую функцию нательного креста. Немного ниже, наискосок проходила третья перекладина, при этом правый конец крепился выше левого. На столбах в обязательном порядке выдалбивали надпись следующего содержания: «Здесь покоится тело раба Божьего (ФИО), родившегося (дата), умершего (дата)». Традиционно кресты делали наставникам и верующим, относившимся к категории «истинных».
Для увеличения изображения нажмите на картинку.
Второй тип сооружений составляли столбы с крышей, тесаные из бревен с таким же сечением, что и первый тип (рис. 2). Верхнюю часть столба иногда делали немного шире основной части (голова). «Полотенца» соответствовали первому типу сооружений. Как и на крестах, на уровне груди врезали небольшую икону и под ней выдалбливали надпись. Этот тип столбов предназначался взрослым людям, относившимся к категории «поперечных» и «мирских». В настоящем этот вид сооружений используют при погребении всех категорий умерших.
Третий тип столбов изготовляли из тонких бревен, сечением 15—20 см, равномерно тесаных по всей длине сооружения (рис. 3). Низ двускатной крыши оставляли ровным. Такие столбы предназначались крещеным детям до подросткового периода. Врезание икон на них не практиковалось.
Четвертый тип—четырехгранные колышки высотой не более 50 см в диаметре 10—15 см обычно без крыши (рис. 4). К верху они имели слегка стесанные грани. Традиционно этот тип столбиков оставляли без надписи, поскольку их устанавливали на могилках некрещенных детей.
Наряду с этими конструкциями встречаются еще ряд сооружений. Среди них можно выделить невысокие столбы с широкими крышами, по бокам которых выполнен фронтон (рис. 5). Низ «полотенец» оформлен резьбой, в верхней части столба украшением служит стилизованный конек.
В число редких строений входит невысокий четырехгранный столб, верх которого оформлен в форме шара (рис. 6). Подобные столбы встречаются на Пинеге и Мезени. Л. И. Ашихмина подобную конструкцию столбов идентифицирует с коновязными столбами.
В настоящее время широко практикуются так называемые «сварные» памятники, изготавливаемые из жести в форме четырехугольной пирамиды (рис. 7). Оформлением ее служит фотография умершего и информация о погребенном. На памятниках умерших участников Великой Отечественной войны сверху кренится пятиконечная звезда, окрашенная в красный цвет. Сам памятник покрывают серебряной краской.
По окончании работы строительную щепу и остаток бревна в зимний период выносили на реку и оставляли на льду. Несомненно за этим приемом угадывается мотив пути. Река выступает как элемент пространственной ориентации дороги передвижения умершего в мир предков. Категорически запрещалось использовать щепу при отапливании жилых помещений. Летом щепу сжигали в бане, которая в противоположность дому наделялась негативной символикой. На это указывало отсутствие в ней икон. Мастеров принято было вновь угощать обедом.
Укладывание умершего в гроб и прощание с ним.
Важным элементом обряда было помещение в гроб, на его значимость указывало строго отведенное для этого время дня — полдень, соотносимого в традиционных представлениях с нежизненным состоянием, а также голошение. Плач представлял своеобразный комментарий происходящего. Плачея, обращаясь к умершему, описывала его «дом». Этим она как бы способствовала его «обживанию».
Традиционно гроб заносили в дом, окуривали ладаном и ставили на пол рядом с предполагаемым местом его установки, параллельно умершему. Тут же на дно гроба стелили березовые листья или мелкую стружку и застилали простыней. Наволочку также было принято набивать березовыми листьями, оставшимися после вязания венков, которые обычно сохраняли на поветях до следующего сезона. Если они отсутствовали, то брали листву с 15 веников. Народного объяснения о предпочтении именно березовых листьев для этих целей не сохранилось. У коми с этим связывались представления об окончательном отделении души-дыхания от тела. Гроб еще раз окуривали ладаном, освящали чтением молитв и перекладывали в него тело умершего. Далее, перед тем как установить гроб с телом в предполагаемое место, родственникам, проживающим в этом доме, с целью устранения страха перед умершим необходимо было сесть туда на несколько секунд. И только после этого гроб устанавливали в отведенное место. Завершением ритуала являлась трапеза. Следует отметить, что пищу для умершего ежедневно меняли. Предыдущую же выносили на улицу и рассыпали птицам. После трапезы в погребальном обряде хозяев не благодарили, ограничивались чтением молитв.
Традиционно умершего в течении трех дней следовало держать в доме («на поверх земли»), В течение этих дней жители деревень приходили в дом для прощания с ним. Для этого был выработан ритуал, в ходе которого прощавщийся становился возле гроба, трижды читал Исусову молитву, всякий раз обнося себя крестным знамением. Затем на край гроба сначала на уровень колен умершего необходимо было расстелить платок и, слегка, опершись на него руками, наклонить голову до гроба произнося слова «Прости, брат (сестра) меня грешного (грешную)», далее платок перестилали на уровень груди, располагая также на краю гроба и, проделав тот же наклон, завершали: «Бог тебя простит и благословит». В завершении ритуала необходимо было вновь трижды совершить Исусову молитву всякий раз обнося себя крестным знамением. Посетители задерживались в доме на некоторое время, вспоминая добрые дела, совершенные при жизни покойным.
В день похорон, с утра, верующие совершали в доме умершего отпев («отпевание») и служили панихиду. Приглашенные мужчины в это время шли на кладбище копать могилу. Обычно человек, предвидя окончание своих земных дней, извещал родственников о месте, где он хотел бы быть погребенным, как правило, рядом с умершими родственниками .(«родителями»), В зимний период для оттаивания земли в предполагаемом месте могилы разводили костер и лишь после этого ломом долбили верхний слой земли. Могильная яма представляла собой углубление до двух метров глубиной. Длина и ширина были на 50—60 см больше размера гроба. Обычно к полудню работу заканчивали и хозяева благодарили могильщиков брагой и выпечкой.
Вынос умершего из дома.
Вынос гроба с покойным представлял собой ответственный момент обряда. Для обеспечения защиты домочадцев от возможного негативного воздействия со стороны умершего, а также для беспрепятственного его продвижения в потусторонний мир следовало соблюсти ряд ритуальных приемов.
В прошлом покойного выносили строго в полдень, располагая гроб на полотенцах, символизировавших путь. Иногда по каким-либо причинам (в морозные дни приходилось дольше обычного копать могилу и др.) ритуал выноса гроба переносили на более позднее время, в этом случае важно было уложиться до 15 часов. Исключение составляли ночные погребения, совершаемые в период усиления гонений на старую веру и насильственного обращения староверов в православие. Нарушение традиции являлось своеобразным уходом от совершаемого в день погребения церковного отпева над умершим. Одновременно строились дощатые надгробия-времянки, которые в случае проведения церковной службы, после захоронения умершего, убирали. Разрушение «домовины» в представлении жителей как бы снимало причастность церкви. В дальнейшем возведение надмогильных сооружений служило своеобразным ограждением могилы умершего от возможных негативных проявлений («чтоб не топтали» и др.).
В случае проведения отпевания в доме над гробом, перед выносом его обязательно закрывали крышкой, окуривали, разворачивали по солнцу и выносили ногами вперед. Допускался и такой вариант: часть отпева совершали в доме, а завершали службу на кладбище. В этом случае при транспортировке допускалось оставлять гроб открытым. «Устьцилемы» этому приему дают следующее объяснение: служба отпев «очищает» тело умершего от грехов и других негативных воздействий окружения. В случае завершения службы в доме, при транспортировке гроб закрывали крышкой, чтобы оградить умершего от воздействия нечистой силы.
С целью охраны домочадцев от преждевременной смерти («чтоб покойник не увел» за собой кого-либо из членов семьи) было принято после выноса гроба выпускать из избы 3—5 человек из посторонних. Затем дверь на несколько минут закрывали и лишь после этого разрешалось выходить остальным. Путь следования обязательно окуривали и сопровождали причетом. На улице гроб устанавливали под окнами и в зависимости от пола умершего сверху накрывали: мужчин - покрывалом, женщин — кашемировым платком. Здесь проходило предпоследнее прощание с умершим.
Способы транспортировки на кладбище и опускание его в могилу.
В этом разделе уместно отдельно остановиться на месте нахождения деревенского кладбища. Определяющим в его расположении (северная часть деревни, за рекой и т. д.) является представление об ином мире, наделенном негативной символикой. Наряду с этим информаторы, подчеркивая достоинство отведенного места, дают ему определение как «лучшего», «светлого», «сухого» и «высокого». Двойственное отношение жителей исследуемого региона к месту погребения умерших обусловлено, с одной стороны, стремлением оградить себя от иного мира, с другой, желанием «расположить» к себе предков. В каждой деревне имелось свое кладбище. По традиции в месте его расположения категорически запрещалось вырубать лес. Поэтому на фоне окружающих освоенных ландшафтов оно заметно выделялось. В ряде деревень Пижемского региона кладбища были расположены на противоположном берегу реки. В прошлом выбранное для кладбища место предварительно освящали: окуривали дымом, читали определенные молитвы и устанавливали крест.
Традиционно участники ритуала на плечах несли гроб до кладбища. Для удобства гроб устанавливали на носилки, представляющие собой две длинные и две короткие жерди, соединенные между собой веревками. Обычно после погребения на кладбище их разбирали и несли обратно в разобранном виде. Народное объяснение этого, «чтоб душа покойного не вернулась обратно в дом». На Пижме носилки хранили в собранном виде на кладбище.
В настоящее время практикуется транспортировка гроба на грузовой машине. Для этого опускают борта, на кузов ставят две табуретки, на которые сверху устанавливают гроб. Рядом с гробом с двух сторон размещаются ближайшие родственники.
Следование похоронной процессии было подчинено строгой системе правил. Традиционно возглавляла колонну наставница с кадилом в правой руке. На протяжении всего пути она поддерживала в нем огонь покуривала дорогу. Следом за ней два человека одного пола с умершим несли крышку гроба, располагая ее над головами. Далее восемь человек также одного пола с умершим несли гроб с телом умершего. За гробом шли близкие родственники умершего и остальные участники обряда. Замыкал колонну извозчик, транспортировавший деревянный столб или крест. Следует отметить, что извозчик шел рядом с лошадью и управлял ею при помощи вожжей. На протяжении всего пути плачея голосила, оплакивая умершего и родственников.
В прошлом на перекрестках и поворотах дорог похоронная процессия делала остановки на непродолжительное время. Считалось, что в этих местах бесы подстерегают умершего и наставница очищала дороги крестообразно окуривая их и гроб с умершим. Последней была остановка перед кладбищем. Наставница трижды крестообразно обносила кадилом ворота кладбища и после этого движение продолжалось. Далее обязательно окуривали могилу, гроб, который временно располагали рядом с ямой или над ней на перекинутые две—три жерди, обращая ногами на восток. Здесь происходило последнее прощание с умершим. С его груди убирали икону, лицо закрывали полотном и сверху прикладывали крышку гроба.
Традиционно гроб в могилу опускали на льняных полотенцах, символизировавших путь следования в потусторонний мир, которые впоследствии разрывали на части и раздавали участникам обряда. Согласно традиции, в дальнейшем участники, получившие кусок ткани, должны были с определенной молитвой поминать умершего.
Предварительно яму «обустраивали»: на дно могилы устанавливали четыре колышка, на них поперек клали плашки («из лучины»), на которые устанавливался гроб. По углам могилы дополнительно устанавливали высокие колья, на которых после установки гроба также настилались доски. Таким образом, гроб со всех сторон был окружен досками и как бы находился в «доме». В прошлом, чтобы дополнительно уберечь покойника от воды, гроб оборачивали кусками бересты. (Ср.: в строительной обрядности нижний венец дома также оборачивали берестой). Таким образом, символичным представляется расположение гроба как бы в подвесном положении.
После опускания гроба в могилу наставница совершала обряд «посыпания» земли. Для этого при помощи лопаты она в определенной последовательности посыпала на гроб землю со словами:
—«Вся из земли»—сыпала землю на лоб.
—«Вся в землю»—сыпала землю на уровень пояса (пуп).
—«Посыпаешь, Господи»—на правое плечо.
—«Раба своего»— на левое плечо.
—«Со святыми упокой»—сыпала землю в любое место.
После троекратного посыпания все присутствующие на похоронах также должны были бросить в могилу по горсти земли как бы желая умершему доброй дороги и мужчины, копавшие могилу, зарывали се, оформляя в форме холмика. Топтать могилу запрещалось. В ногах умершего устанавливали крест или столб.
Традиционно на протяжении всей церемонии погребения плачея голосила, оплакивая семью умершего. По окончании участники обряда обходили могилы умерших родственников, совершая над ними поминальные молитвы и шли на «обед», устраиваемый родственниками умершего. Для этого на выходе с кладбища кто-нибудь из родственников, обращаясь к каждому участнику обряда, приглашал в дом «на обед».
Ритуальные действия в доме после выноса гроба с умершим.
После выноса гроба специально приглашенные жители деревни сразу же приступали к уборке помещения: мыли полы, смывая последние следы умершего, убирали оконные завесы, проветривали помещение. С одной стороны, этим приемом пытались предотвратить «возвращение» умершего обратно в дом, с другой обеспечивали легкость пути в мир предков.
После уборки сразу накрывали стол поскольку необходимо было уложиться к моменту возвращения с кладбища участников похорон. Согласно обычаю, сначала на стол ставили хлеб, соль, деревянные ложки. Только после этого расставляли приготовленную пищу. В прошлом, как свидетельствуют информаторы, поминальный стол представлял собой «три еды»: хлеб-соль, каша, молоко. В пост молоко заменяли хлебным квасом. В настоящее время рацион блюд также зависит от календарного времени: в посты преобладает пища растительного происхождения и рыба различного приготовления. В «мясоеды» варят мясные бульоны, тушат мясо птицы. Широко представлена традиционная выпечка. В завершении подают морс или чай. На протяжении всего угощения родственники подносят на стол пищу, призывая за едой помянуть умершего. В центре стола на блюде ставят пищу для него, которую в дальнейшем отдают скоту или выносят птицам. Важной особенностью размещения за столом была половая обособленность участников обряда. В связи с этим для мужчин и для женщин столы накрывали в разных комнатах. Обычно, первый стол предназначался для пожилых людей, участвовавших в службе и для лиц, принявших участие в подготовке и непосредственном проведении обряда (обмывальщики, мастера, изготавливавшие гроб или крест, лица, участвовавшие в копке могилы). Перед тем, как сесть за стол, необходимо было совершить молитву («замолить еду»)- После «обеда» благодарить хозяев было не принято. Участники вновь молились, прощались с хозяевами (способ прощания см. выше) и расходились. В Усть-Цильме было принято в последний путь «провожать» умершего семьями. Согласно традиционным представлениям тот, кто проводил умершего, в новой жизни будет встречен им. В связи с этим почти все участники обряда приходили на «обед». По словам информаторов, иногда накрывали столы для 5—6 смен. Одновременно кормили до 30 человек. Родственники обедали последними.
После этого до наступления темноты ближайшие родственники умершего еще раз ходили на кладбище («навестить умершего»), Присутствие было не долгим. Словесно желали умершему быстрее обрести покой, оставляли на могиле принесенную пищу и возвращались домой.
В тех случаях, когда умерший проживал в доме один, в течение 40 дней после его смерти запрещалось оставлять дом пустым («не жилым»), В этом случае близкие родственники должны были до шестинедельной панихиды проживать в этом доме с тем, чтобы помочь душе усопшего перейти в иной мир. Считалось, что нежилой дом препятствует переходу души и она не сможет обрести покоя. Наряду с этим, подобное неуважение к умершему могло негативно отразиться на новых жильцах этого дома. В частности, они могли испытывать определенный страх, дискомфорт «душа умершего будет путать».
Поминальный обряд.
В погребально-поминальной обрядности жителей Усть-Цилемского района ритуальным действиям поминального цикла придается большее значение, чем самому погребению. Основу этого положения составляют традиционные представления, согласно которым покойник, наделяемый сверхестественными силами, мог влиять на нормальное функционирование коллектива родственников. И для того, чтобы «заслужить» расположение к себе предков («благодать родителей») живым необходимо совершать поминовение умерших, и наряду с этим соблюдать «правильное поведение», заключавшееся в уважительном («милостливом») отношении к нищим, больным, убогим. В случае несоблюдения этих предписаний, согласно представлениям «устьцилемов», умершие могли негативно воздействовать на живых. В связи с этим «усть- цилемы» внезапную смерть близких рассматривают как способ напоминания о себе так называемых «забытых» предков, не по лучивших должного поминовения. При этом умершие забирают к себе добрых и трудолюбивых родственников. В этом плане показательны пословицы: «покойник не стоит у ворот, а свое уводит» и «хоронить покойника пол дела, важнее как его поминать будут». Таким образом, значимость поминальных обрядов была обусловлена, с одной стороны, страхом перед смертью, с другой—стремлением «расположить к себе умерших, чтобы избежать негативного воздействия на живущих».
Поминальный обряд старообрядцев бассейна Нижней Печоры представляет собой комплекс обрядовых действий, включающих в себя ритуальные трапезы, чтения религиозных текстов, проведение служб, поминовение умерших подаянием — «милостина», ежедневный утренний обычай «кормить покойников», обязательное посещение кладбищ. Прежде чем перейти к рассмотрению этих ритуальных действий, следует остановиться на категориях умерших, критерий выделения которых обусловлен народными представлениями о своеобразной степени «греховности» умерших при жизни. Как уже говорилось выше, образ жизни жителей исследуемого региона заключался в соблюдении так называемого «правильного поведения», при этом следует учесть то, что по мере взросления человека требования становились жестче и последние годы жизни иногда являлись мерилом всей прожитой жизни. Сформировавшееся избирательное отношение к умершим проявлялось, прежде всего, в исполнении полного комплекса поминальных обрядовых действий. Значимое место в поминальном цикле отводилось чтению молитв. Так называемым «достойным» покойникам, при жизни входившим в группу «истинных», на разных этапах обряда, начиная с момента наступления смерти, читали: «канун на исход души», «канун за единоумершего», кафизмы, Псалтирь («Псалтырь»), Согласно традиции в день похорон над гробом служили панихиду и отпев. Особый интерес представляют нормативные каноны, по которым определяли срок проведения последней службы. По сообщению наставницы усть-цилемской общины А. А. Чупровой, отпевания над гробом удостаиваются лица, соблюдавшие посты с последующим исповеданием, каявшиеся в своих грехах, «прощавшиеся» с окружающими. Если человек с безупречной на взгляд наставника репутацией перед смертью был помещен в больницу, где и умер, то в подобной ситуации отпевание свершается лишь на 9 день, поскольку многие староверы до настоящего времени игнорируют медикаментозное лечение, считая это грехом. Согласно их представлениям, во всем следует полагаться на волю Божью.
Следующую группу умерших составляют лица, умершие без покаяния и не соблюдавшие постов. Покойников этой категории допускалось поминать лишь чтением Псалтыри и общего кануна. В определении дня отпевания наставник предварительно подробно рассматривал поведение умершего при жизни, и если последний не совершал злодеяний, то отпев назначается не ранее, чем через год.
Категорию «грешников» составляют лица, неоднократно состоявшие в браке, курившие—«табачники», пьяницы, а также жители района, состоявшие в рядах КПСС. Согласно традиционным представлениям, душа умершего лишь на 40-й день определяется в ад или рай. В связи с этим, чтобы «спасти» душу «грешника» родственники умершего старались использовать все возможные варианты религиозных отмаливаний их грехов.
В прошлом в «шестинедельный период» родственники нанимали трех человек для круглосуточного чтения Псалтыри (время между чтецами распределялось на равные промежутки). Для отмаливания грехов умершего ближайшие родственники обращались к образу святого Паисия, являвшегося спасителем «душ грешников» («страдающего за грешников»). Наряду с этим старообрядцы Усть-Цильмы практиковали и практикуют такой способ отмаливания грехов, как «поминовение за родителями». Для этого наставник с ближайшими родственниками составляют список имен из категории «достойных» покойников и одновременно определяют порядковое число, иод которым следует поминать «грешника». Следует отметить, что его номер в поминальном списке должен быть обязательно нечетным, начиная с 17 и до 39. В. А. Семенов связывает использование нечетных чисел с представлениями о свойствах нечетности «оборотного» мира.
Так, Н. Торопова из с. Усть-Цильма сообщила, что ее муж в прошлом был «табачником», выливал и умер без покаяния. После смерти в составленном списке имен он следовал двадцать седьмым. Таким образом, в чтении общего кануна «предварительно перечислялись имена 26 человек из категории «достойных» покойников и лишь после них следовало имя «грешника». В общей молитве живые обращались к умершим родственникам для отмаливания грехов «вновь представившегося». Следует отметить, что но умершим «грешникам» разрешалось совершать отпев не ранее, чем через девять лет. В настоящее время этот срок сокращен до трех лет.
Представляется уместным также привести сообщение М. Хозяиновой, согласно которому она столкнулась с определенными трудностями, заказывая чтение кануна по утонувшему сыну— «табачнику». Наставница, выслушав ее просьбу, предварительно попросила поклясться перед иконами, что утонувший при жизни не ругал Бога и только после этого согласилась совершить молитву.
В настоящем верующие по-прежнему отказываются служить отпевы и панихиды по умершим «партийцам». В отношении их допускаются лишь упоминание имен в молитвах за упокой.
Особую группу составляют «заложные» покойники, в. которую входят также без вести пропавшие жители, люди, считающиеся умершими, тела которых не преданы земле: утонувшие, заблудившиеся в лесу, потерявшиеся, погибшие на войне. По умершим этой категории индивидуальных поминовений не устраивали. Не практиковалось и отмаливание их грехов. Согласно народным представлениям, души этих людей «погрязли» в грехе и вследствие этого им уготована вечная мука.
Следует отметить, что в 1991 году в с. Трусово на кладбище впервые была проведена общая панихида по воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Это место выбрано отнюдь не случайно. По сообщению участников службы, тела «погибших небыли погребены на так называемой «родной стороне». И в силу этого индивидуальные поминовения по ним были недопустимы.
Проведение службы на кладбище за именами предков является как бы своеобразным обращением живых к последним за разрешением на поминовение погибших. Это отчетливо демонстрирует сохранившуюся в представлениях жителей связь с культом предков.
Таким образом, поминовение людей, умерших естественной смертью, совершается согласно введенной устьцилемскими староверами иерархии умерших. Выделение групп умерших выявляет своеобразие поминального обряда жителей бассейна Нижней Печоры.
Ритуальные поминальные действия «шестинедельного» цикла.
Согласно традиционным представлениям, переход души умершего в потусторонний мир длится в течение года, в котором «шестинедельный» период является наиболее важным. В связи с этим исполнению ритуальных действий этого периода придавалось особое значение. Поминальные обряды следовало проводить в опредленное время суток с рассвета до полудня («светлое время» или «засветло»), В литературе этот период времени рассматривается как переходный. Важно отметить, что в прошлом именно в это время считалось недопустимым затевать ссоры, устраивать пляски, развлечения. Следующей важной особенностью является участие в поминальных обрядовых действиях только пожилых женщин, осуществлявших, как предполагалось, связь между живыми и мертвыми. Согласно народным представлениям, женщины, составляющие эту возрастную категорию, находятся в «чистоте» и их молитвы о спасении душ умерших являются наиболее значимыми («доходными»), В связи с этим в семье умершего в течение «шестинедельного» цикла обрядов в проведении номинальных действий ведущая роль отводилась и по-прежнему отводится пожилой женщине. Ею могла быть бабушка или ближайшая родственница. Сценарий проведения поминок условно можно разделить на несколько частей: утренние индивидуальные моления, поминания за едой, окуривание дома, посещение кладбища. В 9 и 40 дни совершаются номинальные панихиды.
Традиционно на рассвете совершаются утренние молитвы, в ходе которых умершего поминали индивидуально. Обычно практикуется чтение кафизм и поминовение молитвой Тропарь. Информаторы подчеркивают, что после погребения умершего допустимо совершение молитв со слезами («вымаливать слезно»), поскольку здесь слезы рассматриваются как раскаивание молящегося за содеянные поступки умершего. Затем выполняются некоторые домашние виды работ; протапливание печки, уход за скотом и др. Завершающие утренние молитвы совершаются перед завтраком. Для этого исполнитель обряда, предварительно приготовив еду, сидя за столом, совершает молитвы, перечисляя имена усопших предков и «вновь представившегося», и только после этого приступает к трапезе. Этот обычай получил название «кормление покойников». Как отмечают информаторы, «сам ешь и родители с тобой едят».
В число обязательных обрядовых действий, по-прежнему, входит ежедневное окуривание («кажение») дома, где жил умерший. Для этого из горящей печи берут несколько угольков и помещают в кадильницу — специальный медный ковш, туда же добавляют еловую смолу или ладан. Традиционно староверы предпочитают еловую смолу, мотивируя это тем, что «смола своя, а ладан привозной» («чужой»). Далее исполнитель обряда предварительно окуривает иконы с чтением Исусовой молитвы, обносит себя крестным знаменем, и только после этого приступает к окуриванию дома: смертного места, обеденного стола, порогов и других частей дома. Традиционно по окончании ритуала ближайшие родственники идут на кладбище, где совершают окуривание могилы и осыпание ее крупой. До девятого дня практикуется ритуальный плач по умершему (Прил.)./Обращает на себя внимание способ общения с умершим: плачея ложится на могилу и, поглаживая ее рукой, обращается к умершему с призывом подняться на беседу. Посредством плача родственники передают приветы ранее умершим родственникам («родителям») и, обращаясь к последним, просят принять «вновь представившегося».|
В «шестинедельный период» в процессе ритуальных посещений кладбища намогильных трапез не устраивают, оставляют лишь угощение для умершего.
Следующим элементом поминальной обрядности этого периода является дарение вещей («остатков») умершего родственникам и участникам погребального обряда (гробовщикам, обмывальщикам и др.) с целью поминания усопшего. Обычно хозяйка сама разносит вещи по домам и благодарит принимающих дары за участие в похоронах.
В числе значимых обрядовых действий входит проведение панихид в 9 и 40 дни. Жители Пижмы отмечают также 20 день. Сценарий проведения службы следующий: с утра в доме умершего собираются приглашенные участники обряда, которые преодолевают расстояния пешком. Считается, что во время ходьбы происходит своеобразное «очищение» души и молитва об умершем будет более действенна. Уместно заметить, что и в настоящее время на панихиду участницы по-прежнему приходят в традиционной одежде: рукавах, поверх которых надевается сарафан лопатина; на голову повязывают два платка: нижний крепится узлом на затылке, верхний узлом спереди под щеками. Передпанихидой участницы обязательно моют руки, некоторое время ведут беседу, вспоминая добрые дела, совершенные умершим при жизни.
Перед началом службы совершается ритуал «прошения грехов умершему». В так называемом «ритуальном прощении» хозяйка, независимо от иола умершего, выступает ритуальным заместителем покойного. Спросив разрешения у присутствующих на его проведение, она перед иконами трижды совершает Исусову молитву, обнося себя крестным знамением. «Прощение за умершего» происходит в форме диалога. Хозяйка по очереди обращается к каждой участнице службы, совершая обход по кругу, по ходу солнца. Хозяйка: «(имя участницы), прости меня, грешную, раба своего (имя умершего) прости». Ответ: «Бог тебя простит, раба своего (имя умершего) простит и благословит. Меня, грешную, прости». В завершении хозяйка кланяется веем «земным поклоном». Для этого используют специальную небольшую деревянную скамеечку, которую сверху обязательно покрывают белым полотенцем. Завершив обход, вновь перед иконами совершаются молитвы и после этого начинается служба, на которую участницы выстраиваются перед иконами, полукругом. Перед началом службы помещение и участниц хозяйка окуривает дымом, при этом каждая участница освящает свой нательный крест. Для этого некоторое время его правой рукой поддерживают над ковшом («кадильницей»).
Во время службы все участницы должны придерживаться определенных правил: на протяжении всей панихиды . необходимо стоять, плотно соединив ноги, руки следует держать согнутыми на уровне груди (Ср.: положение обряженного умершего). Переступание с ноги на ногу запрещается. Больным разрешалось сидеть на стуле, соблюдая неподвижность. Традиционно после службы родственники устраивают поминальный стол. Угощение проходит по подобию поминальной трапезы, проводившейся в день похорон. Панихидой, проводившейся в 40 день, поминальные действия «шестинедельного» цикла заканчиваются. После этого периода интенсивность исполнения ритуальных действий, заметно снижается. В дальнейшем окуривание дома и посещение кладбища осуществляли в основном в дни проведения ежегодных поминок, по календарным поминальным дням и праздникам. Внешние знаки траура черный платок, одежда темных тонов женщины продолжали носить до годовщины смерти. На мужчин это требование не распространялось.
В прошлом в обрядовой жизни общины на родственников до года распространялся запрет на участие в обрядовых развлечениях. В число запретов входило гощение. Близким родственникам (по прямой линии — братьям, сестрам, дочерям, сыновьям) считалось недопустимым в течение года вступать в брак. Нарушившие запрет подвергались обсуждению со стороны жителей общины.
Календарные поминовения.
В традиционной календарной обрядности значимое место занимают периоды, связанные с поминальным циклом обрядов. Проведение так называемых «общих поминок» уместно рассмотреть в двух направлениях: поминание в «родительские недели» и дни, приуроченные к датам храмовых праздников.
В годичном цикле «родительские недели» предшествуют наступлению Великого, Успеньего и Филиппова (Рождественского) постов. Основным видом поминаний в эти дни является проведение панихид, в завершении которых традиционно устраивают поминальные трапезы. Уместно заметить, что с момента основания ряда деревень по Нижней Печоре, позднее объединенных в единую Усть-Цилемскую волость, в представлениях жителей стойко сохранились территориальные границы, разделяющие населенные пункты, в связи с этим одновременно проводится до 12 15 панихид. По сообщению информаторов в настоящее время проводится по две панихиды в день, что свидетельствует о возрождении обрядовых поминаний. Для этого участники предварительно договариваются о дне проведения службы, на которую хозяйка приглашает в среднем 9 -15 человек.
Наряду с проведением служб в родительские недели «усть-цилемы» практикуют поминание умерших «милостиной», которая раздавалась верующим, убогим, нищим, а также людям, знающим религиозную грамоту. Следует подчеркнуть особое отношение к убогим и нищим. Признаки, которыми они наделяются, маркируют их социальную неполноценность и в связи с этим они как бы апеллируют к негативным качествам иного мира. Согласно народным представлениям, заботясь о них, можно снасти свою душу и душу умерших родственников. Важным условием в подаянии является сохранение тайны. В связи с этим оглашать количество пожертвованного не полагалось. «Правая рука подает, а левая и знать не знает». О размере милостины свидетельствуют следующие пословицы: «Малая милостина спасет, а большая муку не сведет», «За милостину считается то, что птичка в когтях унесет». Информаторы, сообщая о размере подаяния, добавляют: «в родительские дни полезнее приносить по одному колобку, чем единожды дать большую сумму денег, поскольку это считается не поминовением, а откупом». В качестве «милостины» традиционно используют выпечку, ягоды, рыбу. При этом следует отметить, что посуда, в которой передается приношение, возвращается немытой.
настоящее время широко практикуется поминание за деньги. Как известно, роль денег в погребальном обряде весьма значительна. Родственники, заказывающие поминание платят («подают») наставнице или верующим определенную сумму денег и заказывают вид поминания: чтение канунов, Псалтыри или поминовение тропарем. Следует отметить, что купюры передают в свернутом виде как бы пряча от окружающих («кто надо — видит») .
Особо следует остановиться на видах поминовения в период Великого поста. По умершим на первой неделе поста в течение всей недели допускается исключительно индивидуальные поминания усопшего молитвой. Согласно народным представлениям, служение панихид, отпевов в первую неделю поста запрещалось, поскольку «в этот период надо страдать за Христа, а не за простых смертных. 11 в связи с этим устраивать коллективные страдания по последним недопустимо». Служить панихиды, устраивать коллективные поминания допускалось на 2, 3, 4 недели поста по субботам.
Заслуживает внимание рассмотрение поминовения так называемых «заложных» покойников. Представители этой категории умерших, по-прежнему, составляют особую группу. По ним запрещается проводить индивидуальные поминовения, их имена стараются не упоминать в беседах, словом они как бы «выпадают» из жизни семьи и деревни в целом. Религиозные предписания допускают общее поминовение их на так называемых «Вселенских» панихидах, которые проводят три раза в год по пятницам в «родительские недели». Показательным является и отведенное для этого время проведения - с 4 часов вечера. В прошлом допускалось лишь перечисление видов смертей (утонувших, заблудившихся в лесу, умерших при родах и др.). В настоящее время религиозные нормы допускают наряду с этим и поименное поминовение. Ритуальных трапез по «заложным» покойникам не устраивали. Многие верующие, участвовавшие во «Вселенской» панихиде, вечером шли в баню или совершали «очищение» чтением определенных молитв.
Важное место занимали поминальные обряды в дни храмовых праздников. В их число входили Пасха, Троица, Духов и Иванов дни, каждый из которых отмечен своеобразием в проведении. В праздник Пасхи было принято во второй половине дня обходить с «милостиной» дома, где проживали больные старики и старухи. В процессе визитов происходили взаимные прошения грехов. Считалось, что в случае скорой смерти, последние отойдут в иной мир прощенными («с легким сердцем»), В отличие от других весенне-летних праздников, связанных с культом предков, посещение кладбищ в этот день не практиковалось.
Особо следует отметить проведение отпевов по умершим в день Пасхи. Считалось, что в этот праздник мог умереть только человек много страдавший, доброй души и в связи с этим он как бы был «угоден Богу». В этом случае отпев совершали над гробом в день похорон особым «пасочным» отпевом без предварительных обсуждений. Над умершими в другие дни пасхального периода служили праздничный отпев, если, по мнению наставницы общины, умерший был достоен его. В ином случае отпев совершали после погребения по истечению пасхального периода.
В Троицу практиковались индивидуальные гощения без предварительных договоренностей. В процессе визитов устраивали угощения, за которыми вспоминали добрые дела умерших родственников. С Троицы начинались массовые обходы кладбищ, в процессе которых старались обойти все захоронения. За весенне - летний период необходимо было обойти все кладбища, на которых захоронены усопшие родственники. Обязательным считалось посещение кладбищ в Духов день. В этот день окуривали могилы как родственников, так и всех погребенных на кладбище. Посещая могилы умерших, было принято осыпать их зерном и, если позволял достаток, оставлять небольшие угощения.
Своеобразным паломничеством можно назвать коллективные обходы кладбищ в Иванов день. Среди поминальных дней весенне-летнего периода этот праздник заметно выделяется исполнением ритуальных действий. Традиционно накануне вечером на Ивановом кладбище верующие читали молебен этому святому, а в день празднования служили панихиду по умершим Иванам, в том числе особо выделяли Ивашку-Ластку и Ивана Тобышского, которые почитались как местные святые. По окончании, если позволяли погодные условия, верующие исполняли духовные стихи, которые, по мнению старообрядцев бассейна Нижней Печоры, также являлись своеобразным средством общения с умершими. Следует отметить, что на панихидах по умершим категории «истинных» также практиковалось исполнение духовных стихов, что, с одной стороны, выделяло их из умерших вообще, с другой было направлено на утешение и успокоение их душ.
В этот день было принято семьями обходить могилы, устраивая намогильные трапезы. Угощение умерших проходило следующим образом: на могильном холмике раскладывали принесенное угощение, состоящее из выпечки. Согласно традиционным представлениям, умерший вместе со всеми принимал участие в угощении, по окончании трапезы его долю оставляли на могиле. 11о возвращении с кладбищ поминальных трапез в домах не устраивали. Праздник завершался проведением ритуальных горочных хороводов.
К Иванову дню верующие района приурачивают ежегодные посещения святых мест по Пижме и Тобышу, где совершаются поминовения по святым мученикам (самосожженцам в Скитской и проповедникам, захороненным на Тобыше). Паломники устраивают общую панихиду в часовнях, окуривают могилы. Некоторые паломники занимаются обустройством святых мест: привозят сюда книги, иконы, поправляют кресты, намогильные срубы.
В настоящем широко практикуется посещение святых мест по обету. Некоторые полагают, что поездки в «Покойное» спасают от болезней, несчастных случаев. Информатор П. Чупров из с. Трусово был в «Покойном» несколько раз. Цель своей первой поездки он объяснил следующим образом: «На фронте попал в окружение и думал, что настал конец. Помолился о спасении души Николе Чудотворцу и пообещал, — если останусь жив, съезжу к покойным по Тобышу. Вот я и выполнил свое обещание».
Посещение кладбищ, как и святых мест, практиковалось и в другие дни года. Усопших родственников следовало навещать перед предстоящей дальней дорогой и по возвращении домой, в случае, когда человек испытывал сильное потрясение, горе или наоборот ему сопутствовала удача, а также перед предстоящим крупным событием (свадьба). В представлении жителей умершие должны были быть в курсе всех событий. При этом связь с предками виделась старообрядцам Усть-Цильмы двусторонней: через сны умершие могли выразить свое одобрение или неодобрение поступками людей и подать, знак, указывающий на разрешение какой-либо проблемы.
В завершении уместно заметить, что старообрядчество представляет своеобразное религиозное и культурное явление. Уход старообрядцев на периферию с целью сохранения «старины» обусловил известную консервативность обрядов и их образа жизни в целом. Представители этой конфессии стремились уклониться от выполнения введенных властью законов, полагаясь, в основном, на религиозную традицию. В связи с этим в процессе исторического развития набор нормативных предписаний, регулировавших их строгий быт периодически пополнялся. В частности, на это указывает установление иерархии усопших, отразившееся в погребально поминальном обряде, обусловившем своеобразие проведения некоторых ритуальных действий. Все это, безусловно, выявляет специфику традиционной культуры «устьцилемов». Наряду с этим, согласно религиозно-нравственной ориентации старообряцев, обозначенное нововведение не вполне согласуется с христианскими представлениями о статусе умершего.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.
Информатор Дуркина А. П., д. Чукчино.
Информатор Бабикова А. М., д. Чукчино.
Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое (Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 11.
Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Московский университет, 1982, С. 140.
Семенов В. А. Обряды жизненного цикла в традиционной духовной культуре русский Нижней Печоры в контексте мифопоэтических представлений)//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1989. С. 118.
Ашихмина Л. П. Реконструкция представлении о мировом древе у населения северного Приуралья в эпоху бронзы и раннего железа. Серия репринтов. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 1992. С. 19.
Шарапов В. Э. Ель, сосна и береза в традиционном мировоззрении коми.// Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока Европейской части России. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 1993. Вып. 57. С. 128.
Терюков А. И. Погребальная обрядность/Драдиционная культура коми. Сыктывкар: 1994. С. 178.
Семенов В. А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера. Л.: Санкт-Петербургский университет, 1992. С. 20.
Семенов В. А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера, Л.: Санкт-Петербургский университет, 1992. С. 29,
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Похоронные причитания Плач над гробом в доме умершего.
Ты прости меня, мати родимая, Мать родимая, мать любимая, Я одна у тебя да одинокая, Горя несчастная. У тебя было два ясных сокола, Они бросили тебя, да уехали. Ох, ты ростила нас в нужде, бедноте, Овдовела ранным ранешенько Двадцати восьми лет. Нас в расплох застала война, Подымала нас на резвы ноги, Ты учила их да большой грамоте, Выводила их во добры люди, Во добры люди — православные. У тебя не было да золотой казны, Золота казна да на детей ушла, На учебу их да на грамоту.
Дорога моя любимая, мати жалимая,
Ты бросила меня, оставила
Одинокую, горю несчастную.
Я куда пойду, куда зайду?
Я к какому предкнусь крутому берегу?
Я к кому пойду со своим горем великим?
У меня нету родных родителей,
У меня нету сестер желаемых,
У меня нету братьев родимыев.
Дорога моя мати родимая, мати любимая,
Опустела наша светла горница,
Опустела наша светла светлица.
Мы построили злу хоромину,
Злу хоромину да несчастливую.
Она сповыжила у нас отца-родителя,
Отца-родителя детям защитника,
Дома хозяина да распорядчика,
А еще сповыжила матерь родимую,
Матерь родимую, шибко любимую.
Раскатать надо злу хоромину,
Раскатать надо да по бревнышку,
Спустить их на воду,
Во быстру реку да по течению,
Мати любимая, мати красивая,
Как баско твое лицо румяное,
Умная ты была да разумная,
Удалы твои были руки белые,
Руки белые да рукодельные,
Как бойки твои ноги, ноги резвые.
Удала ты была да на работушку.
Ты ухаживала да за больным мужем,
За больным мужем да Димидом Сергеевичем,
Ты ухаживала за ним 13 лет да 6 месяцев.
Дорога ты моя мати родимая,
Мати родимая, шибко жалимая.
Не знали мы к чему тебя приложить,
Мы ко цветку тебя да иванскому,
Ко ягодке да ко июльской,
Ко месяцу тебя да ко ясному,
Ко солнышку тебя да ко красному,
Красно солнышко закатится,
Дорогая моя матушка отправится
Во последний путь да во дороженьку,
Во дороженьку да во дальнюю,
Во дальнюю да не возвратную,
По которой никто не хаживал,
Добрый молодец на белом коне не езживал,
Письмо-грамотки никто не написывал.
Письмо писать—писарей нету,
Письмо нести—нету разносчика.
Дорога моя мати родимая,
Нам не встретиться, не свидеться.
Уж где мы тебя будем разыскивать
Во темном лесу да во сыром бору.
Нам не выискать тебя, не высмотреть
Во большой толпе да во компаньюше.
Будем спрашивать у нанушецы да горюшецы,
Ты не видела ль нашу матн?
Плач по дороге на кладбище.
Мы несем тебя да на большу гору, На большу гору да на окатисту. Вы встречайте-ко родны родители, Отец с матерью дочь жалимую, Ты встречайся муж ладо милое, Встречай жену любимую.
Плач, совершаемый на могиле умершего до 9 дня.
Вы развейтесь пески желтые,
Ты откройся да гробова доска,
Вы откройтеся да белы саваны,
Вы отойдите руки от сердца,
Вы откройтеся очи ясные, Заговорите вы уста сахарные,
Ты вставайко да на резвы ноги.
Добавить комментарий